В символический день 12.12.2012 передовой российский поисковик Яндекс запустил поисковую платформу под названием «Калининград».
В первую очередь "Калининград" - еще один шаг Яндекса навстречу новому качеству поисковой выдачи.
Основной замысел нововведения заключается в упрощения процесса поиска, путем персонализации поисковой выдачи для каждого конкретного пользователя.
Программу персонального поиска, еще несколько лет назад, начал тестировать другой крупнейший поисковик – Гугл.
Суть идеи в следующем: при вводе в поисковую строку одной и той же фразы каждый пользователь получает разную выдачу, сформированную на основе его предпочтений, то есть предыдущих поисковых запросов.
Персонализация в выдаче призвана сделать поиск максимально релевантным для каждого пользователя. Если вводится запрос, относящийся к разным темам, в первую очередь человеку будут показаны сайты той тематики, в которой он ищет чаще всего.
Первым алгоритмом, учитывающим предпочтения пользователей (языковые), стала поисковая платформа «Рейкьявик». После ее запуска были и другие нововведения, касающиеся персонализации. Но поисковый алгоритм «Калининград» - это выход на принципиально новый уровень.
Согласно статистике Яндекса, люди в 30 % случаев ищут информацию на знакомых сайтах, то есть на тех, которые они уже посещали. Новый поисковый алгоритм отсортировывает эти ресурсы, и в выдачу они попадают чаще, что очень удобно для пользователя.
Как работает «Калининград»?
Рассмотрим простой пример:
Два пользователя, один из которых – меломан, часто посещающий сайты музыкальной тематики, а другой – киновед, ищущий в Интернете информацию о фильмах, вводят одинаковый поисковый запрос: «Бетховен».
- Первый пользователь увидит в выдаче сайты с информацией о композиторе Людвиге ван Бетховене и его произведениях,
- а второй – сайты, на страницах которых фигурирует фильм «Beethoven» 1992 года о собаке по кличке Бетховен.
Это реализовано за счет собственной формулы ранжирования для каждого пользователя, при этом SERP формируется в момент поиска.
Персональная выдача составляется на основании истории поисковых запросов.
Еще один пример:
если пользователю часто необходима информация о Linux, и он периодически запрашивает это слово, то при запросе о каком-либо программном обеспечении в результатах поиска будет больше ссылок на те сайты, в которых есть информация о софте именно для ОС Linux.
В новой платформе также отличным образом реализована система пользовательских подсказок.
Подсказки для каждого пользователя подбираются с учетом ранее введенных запросов.
Очевидно, что большую пользу от алгоритма «Калининград» получат те люди, кто ищет довольно много, и чьи предпочтения значительно отличаются от среднестатистических (например, «Стас Михайлов», «пластиковые окна» и пр.).
Новый алгоритм работает для тех пользователей, по которым достаточно информации, то есть если человек вводил хотя бы несколько запросов и производил несколько кликов, «Калининград» начнет формировать для него персонализированную выдачу.
Поскольку новый алгоритм затрагивает практически 75 % запросов, активные пользователи в трех четвертях случаев будут видеть индивидуальную выдачу.
Однако наилучшим образом персонифицированный поиск работает с частыми тематическими запросами. Поисковая система анализирует куки, поэтому новый алгоритм работает для всех пользователей, включая незалогиненных в Яндексе.
Разработчики «Калининграда» подсчитали, что этот алгоритм поможет пользователям сэкономить время на поиск на 14 %, выводя в SERP наиболее релевантные индивидуальные результаты.
Тем не менее, не все люди хотят пользоваться индивидуальным поиском. Для них разработчиками предусмотрена функция отключения персональной выдачи. Блок «Персональный поиск» располагается в настройках. Он включает в себя следующие флажки: «Результат поиска (учитывать мою историю поиска)», «Поисковые подсказки (показывать мои любимые сайты в подсказках, показывать мои запросы в подсказках)», «Мои находки (записывать историю/остановить запись)». При желании некоторые или все флажки можно отключить.
«Калининград» и СЕО
Поскольку этой функцией, скорее всего, будут пользоваться единицы, в новых условиях сео-оптимизаторам необходимо сосредоточиться на работе с персональным поиском.
А что будет с позициями тех сайтов, которые до внедрения «Калининграда» лидировали в ТОПе? Неужели все усилия, приложенные для их продвижения, пойдут насмарку? Разработчики уверяют, что нет! Основная формула ранжирования не меняется, поэтому новый алгоритм в общем смысле не сможет повлиять на позиции веб-ресурса. Это подтверждает анализ репрезентативной выборки пользователей.
Однако вполне возможно, что с запуском новой поисковой платформы позиции чьих-то сайтов снизятся, а чьих-то – повысятся. Но это – частные случаи. Рассмотрим очередной пример. Допустим, пользователь, отключивший персональный поиск, ввел запрос «изучение иностранного языка», не конкретизируя, какой именно язык его интересует. В первых строка выдачи окажутся наиболее популярные английский, немецкий и французский языки, а сайты, посвященные изучению итальянского, окажутся за пределами первой страницы. Если же пользователь регулярно ищет именно итальянский язык, и при этом у него включена функция персонального поиска, то даже при не конкретизированном запросе он будет в первую очередь видеть ссылки, которые ведут на сайты об итальянском языке. Для сео-оптимизатора и владельца ресурса это хорошая возможность повысить качество трафика за счет привлечения целевых посетителей.
Получить корректные результаты при проверке позиций сайта очень сложно, ведь для этого необходимо, чтобы персональный поиск был отключен абсолютно у всех пользователей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Яндекс уверенно движется по пути прогресса в области интернет-технологий. Новый поисковый алгоритм «Калининград» - это хорошая возможность для пользователей сэкономить время на отсутствии необходимости перелистывать страницы и просматривать ненужные сайты.
Seo оптимизаторам тоже нечего особенно беспокоиться. Более того, из данного нововведения можно извлечь неплохие выгоды.